Модуль для маркетплейс — от идеи до старта продаж. Часть 13 — Лого, демо-режим, первые итоги

Вот и подошла к концу эта серия статей о создании и запуске собственного модуля. Прошло 3.5 месяца с момента публикации первой статьи этого цикла. За это время простая идея воплотилась в реализацию простенького модуля, а я получил бесценный опыт (хоть и не самый лучший), и старался делиться им с вами. Пора отдавать модуль на модерацию и начинать считать бабосы подводить предварительные итоги. Но не все еще готово для передачи на модерацию…

Логотип

Ну как же без логотипа …. ну куда … Покупатель должен знать продукт «в лицо», это же почти живое существо, которое будет обитать в его системе и пытаться приносить пользу. Нужно соответствовать.

Когда я был совсем молодой, у меня был опыт работы с Corel Draw, где я получил очень базовые начальные представления о работе с векторной графикой. Кроме этого я баловался растром очень давно, знаете, по всяким учебникам типа «300 уроков Photoshop». Но это все было давно и не правда. Можно с уверенностью сказать, что пришлось делать все без какого-либо опыта. Да и рисовать-то я ну вообще не умею. Мне «медведь на ухо наступил» в плане изобразительного искусства 🙂 Забавно, учитывая тот факт, что мои ближайшие родственники занимаются и зарабатывают этим на жизнь профессионально. Талант — дело такое …

Были мысли отдать это все на аутсорс, заплатив какому-нибудь фрилансеру. Но я не мог, детище моё, поэтому рисовать логотип тоже мне.

Идея

Она проста. Название у модуля совмещает в себе слова «Панда» и «Купон». Значит и логотип надо обыгрывать вокруг них. Панда есть панда, надо рисовать животное. Вариантов логотипов с пандами в мире — десятки, сотни, поэтому есть от чего оттолкнуться.

А вот ассоциаций на «Купон» — меньше. На ум приходят только скидки, символ процента, какая-нибудь карточка с написанным на ней купоном. А еще вспоминаются старые газеты и журналы, где в качестве рекламы печатали такие типа купоны, которые надо вырезать и принести в магазин, чтобы получить скидку. За эту идею я решил зацепиться.

В моем случае логотип должен быть, самое главное, простым. И не потому, что сейчас «век симплификации», а потому что нарисовать сложный логотип — мне не под силу 😀

Первые наброски

Они ужасны, и прекрасны одновременно ) чувствую себя криворуким, когда делаю подобные вещи… но очень увлекательно это все придумывать и очень круто, когда мысль материализуется на бумаге.

Их не так много, как могло бы быть у профессионального иллюстратора. Но зато они мои, родные.

Финальный набросок

В итоге, проанализировав все варианты, а также немного посмотрев разных вариантов в интернетах, я решил собрать их в один финальный образ.

Он в себе отражает и связь с купонами (пунктирный овал головы панды, типа надо вырезать), и саму панду (узнаваемое животное), и всю крутость модуля (модные авиаторы на глазах), и достаток потенциального обладателя (панда то «пухлая», отъелась, даже подбородка два).

Меня такой вариант устроил, и я решил его нарисовать в векторе.

Перегоняем в вектор

Тут мне на помощь пришло одно из тех редких преимуществ OSX над другими операционками — это Sketch App. Это, по словам иллюстраторов, один из тех векторных редакторов, который сочетает в себе простоту и гибкость. В нем все чаще рисуют макеты для веб-сайтов, потому что он прост и понятен. К тому же у него есть бесплатный триал на 30 дней, мне этого вполне хватит, чтобы нарисовать свой лого.

Процесс перегона в вектор оказался проще, чем я думал. Просто импортируем изображение с бумаги на артборд скетча (сканером или фотоаппаратом), и обводим его инструментами 🙂 Подробно рассказывать об инструментах не буду, в этом посте нет такой цели. Надо составлять фигуры из разных векторных объектов — окружностей, многоугольников, линий, а также оперировать их точками, скруглениями, толщиной. Подробно рассказывать  не буду, там можно и в дифуры закопаться надолго, но в принципе ничего особо сложного в техническом плане тут нет, нарисовать может каждый. А вместо рассказал о том, как рисовать, просто полюбуйтесь итоговым результатом.

Довольно забавно получилось ) не так круто, как в карандаше, но все же очень похоже, и главное, мне самому нравится :). Осталось лишь залить его в маркетплейс.

Демо-режим

Это довольно важная составляющая модуля. Если нет демки, потенциальный покупатель может соскочить с покупки. К тому же демо-режим является отличным вариантом тест-драйва его возможностей, который поможет принять решение о покупке.

Сама функция демки реализована битриксом. Идея в том, что весь код файла %module_root%/include.php обфусцируется, и туда добавляется код, который следит за временем использования модуля с момента установки. Поэтому для защиты от пиратства вендор рекомендует в этот файл вынести часть бизнес-логики. Также обфусцируется код инсталлятора, что тоже надо брать в расчет. Более подробно о демо-режиме можно почитать тут.

Вообще, это очень печальный способ. Придется выносить часть логики в include.php, что потом будет не очень-то удобно поддерживать (да и вообще поддерживать модуль от битрикса — дело неблагодарное). На этапе запуска я решил вынести часть логики по инициализации в Service Locator, который расположился у меня как раз в include.php. Но на будущее коллега мне подкинул (Макс, привет!) отличную идею — можно будет сборщиком генерировать содержимое этого файла из классов модуля. Вообще он пошел дальше и предложил создать такой сборщик, который позволит из нормально структурированного проекта формировать структуру обычного битриксового модуля, чтобы не испытывать боль при его разработке. Уверен, что это реализуемо, но сейчас на это времени совсем нет.

Конечно, грамотный разработчик сможет обойти подобную защиту. Но и модуль рассчитан не на них. Грамотный разработчик сможет разработать свое, более удачное решение, чем это.

Попутно с Service Locator’ом добавил еще и функционал подмены битриксового шаблона купона на кастомный, что оказалось совсем не сложным, эта функция также будет на старте.

Ну и предварительные итоги

В первой статье я ставил перед собой некоторые цели. По пунктам:

  1. Оживить блог. Движуха пошла потихоньку. За 3.5 месяца было написано 14 статей, что составляет примерно одну статью в неделю. Можно было бы и почаще, конечно, но на все времени не хватает. И тем не менее, этой цели я добился.
  2. Изучить влияние контента на трафик. Вот тут все не так радужно. Хоть количество сеансов и выросло, но совсем незначительно, на 4%. Количество просмотров увеличилось на 6,66% (публикую я в 13й! статье). А вот количество новых пользователей уменьшилось на 0.55% по сравнению с прошлым периодом в 3.5 месяца. В общем, я могу сказать, что тут почти без движений. То ли материалы такие, то ли они действительно никому не интересны … как я ни зайду в аналитику, вижу только просмотры старых статей. Они конечно в ссылочной массе больше присутствуют, но мне кажется, что тематика про общий инструментарий для веб-разработки интереснее, нежели про сам битрикс. Ну что же, учтем это на будущее 🙂 Поднять посещаемость, по сути, удалось, но очень незначительно.
  3. Купить ноут на деньги из маркетплейса. Рано пока 🙂
  4. Opensource. Уже на данном этапе я пропиарил несколько опенсорсных решений, применил практики и подходы, которые были рождены в опенсорсе. Кроме этого выложил в свободный доступ код сборщика, который будет полезен таким же как я, разработчикам модулей для маркетплейса. В свободном плавании находится и первая версия всего модуля.
  5. Закрепить навыки работы с модулями. Ну да, тут ничего не скажешь. Модуль хоть и маленький, но уже позволил копнуть глубже, чем обычно и дал понять, что в битриксе всё так же жутко в плане разработки модулей, как и в целом по всей системе.

Побочные цели тоже отчасти достигнуты.

Немного сухой статистики

  • период разработки — 3.5 месяца
  • размер проекта — 154kb
  • количество файлов — 81
  • количество коммитов — 23
  • количество разработчиков — пока 1
  • количество затраченных часов — 96!!

О трудоемкости и цене

На последней цифре хотел бы остановиться немного подробнее. С одной стороны — это ппц как много для такого модуля. Но в этой трудоемкости я учитываю все то время, которое у меня ушло на первоначальное формирование идеи и проверку реализуемости (этого нет на страницах блога). Кроме этого, в трудоемкости учтено все то время, которое я потратил на написание статей в блог. Так что по сути, для того, чтобы узнать реальную трудоемкость этого модуля, можно смело разделить это число на 2 и может быть прибавить 5-10. Я предполагаю, что на реальную разработку всего того, что тут описано на страницах блога, ушло часов 50-55. Если учесть тот факт, что стоимость часа хорошего битриксоида на фриланс-биржах находится на уровне 1000 руб, то получаем себестоимость модуля в 50-55 т.р. А если работать над ним фуллтайм (а не по фану, как я), то это 9-10 дней, т.е. 2 недели, а не 3.5 месяца

Но я планирую еще и заработать на этом модуле какие-то деньги (чтобы не только окупить свои трудозатраты, но и купить ноут, ага), так что допустим, что я хочу выручить за него 100-150 т.р. Сколько реальных покупателей у меня может быть — я пока не знаю, но если опираться на статистику продаж в маркетплейсе битрикса — покупателей там не особо много. Минимальная стоимость модуля в маркетплейсе — 1000 руб. С такой стоимостью мне, чтобы выручить эти деньги, нужно продать 150 копий. А учитывая тот факт, что нужно поделиться с битриксом, с налоговой, с различными фондами, то надо сделать вообще все 300 продаж. Вряд ли найдется столько покупателей, по крайней мере сейчас. Поэтому я решил, что начальная стоимость модуля будет 2000 руб, а по мере расширения функционала она будет немного расти. 2000 руб — это совсем небольшие деньги даже для самого малого бизнеса, так что считаю её вполне доступной и обоснованной на этом рынке.

На модерацию модуль я пока еще не отдал. Пока еще не завершил доработку для демо-режима, но как только завершу этот процесс, протестирую тщательно, и тогда уже отдам на модерацию. Будет это как раз в ближайшие дни, надеюсь в самом начале нового года пройду модерацию и модуль выйдет в маркет. А там уже видно будет.

Всем спасибо за внимание и с наступающим!

К следующей статье цикла.

  • Алексей

    Удачи в продажах модуля, коллега!)